Подписка на блог

Customize in /user/extras/subscribe-sheet.tmpl.php.

Sample text.

Twitter, Facebook, VK icon VK, Telegram, LinkedIn, Odnoklassniki, Pinterest, РСС JSON Feed

Sample text.

Работа инициативных групп собственников

Просила подписчиков канала помочь в сборе материала про инициативные группы, чтобы написать про них статью, основанную на реальных примерах. Спасибо тем, кто откликнулся. Прислали десятки историй. Я постаралась найти в них общее и как-то всё это структурировать.

Что представляет собой инициативная группа

Мне написали представители инициативных групп («ИГ»), которые были созданы:
▪ в отдельных домах (новостройки),
▪ в целом по жилому комплексу,
▪ в коттеджных посёлках.

Численность группы почти не зависит от размера дома. На начальном этапе она обычно составляет до 30 человек, потом большая часть отваливается, удерживается около 10 членов, а в итоге остаётся и вовсе 2-4 человека, которые все тянут. Это наиболее типичный сценарий, бывают и исключения. Кто-то может добавляться по ходу работы.
Четкое распределение функций в группах встречается редко. Иногда даже отсутствует ярко выраженный руководитель:

«Одного руководителя нет, удалось распределиться по направлениям  — кто-то лучше знает по расчетам тарифов и про ЖКХ, кто-то взаимодействует с УК, часть готовит ОСС по смене УК и пишет жалобы. У всех основная работа в приоритете и руководить группой никто не стремится. Есть шутка, что дому не хватает скучающего отставного военного».

Помимо самой группы выделяется прослойка «сочувствующих» жителей, которые помогают эпизодически делом, словом или деньгами.
Иногда в группы входят люди, не являющиеся собственниками, но активно помогающие работе группы.
Из рассказа подписчика:

«меня привлекли в качестве рационально мыслящего специалиста, который в силу своей профессии может разобраться в вопросе и дать рекомендации. До момента моего появления в группе ее состав был довольно разношёрстным, но никто из него не имел отношения к управлению домами и соответствующего опыта, знаний, представлений».

Как появляются инициативные группы собственников

Объединение членов инициативной группы, их знакомство начинается:
▪ при строительстве домов — на форумах,
▪ при приемке квартир, когда не выдают ключи, подсовывают для подписания бюллетени и договоры управления с дикими условиями.
▪ при проблемах с управляющей организацией — когда вылезают косяки застройщика, а управляющая компания не помогает их зафиксировать/устранить; просто при некачественном обслуживании, навязывании дополнительных услуг, неправильных начислениях.
Люди объединяются для решения этих проблем. Пара иллюстраций:

«Дом новый, при получении ключей, собственники получали анкеты от УК для ОСС с тарифом на ОСиР +охрана 112 р/м2, одного из первых получивших ключи это очень задело, и он организовал общий чат жильцов в whatsApp. параллельно из активных собственников собрали чат с ИГ».
«…WhatsApp крайне неподходящая платформа для групповых чатов численностью больше 30 человек, поэтому у дома появилось 2 отдельных чата (ограничение 256 участников). Когда столько людей, бывает трудно что-то дельно обсудить, и мы создали малую группу. В группе у нас был представитель УК и около 15 человек, мы думали, что проблемы как-то решаются. Но спустя ещё несколько месяцев стало ясно, что многие вопросы только тянутся, и группа играет роль демпфирования неудобной активности для Управляющей Организации, а это совсем не то, что мы ожидали. Для примера, два месяца не могли закрыть люк колодца на тротуаре, пока мы не написали в „Наш город“, а была договорённость „вы не портите нам статистику, а мы не игнорируем проблемы“. Далее мы создали группу Актива, объявили о ней всему дому, позвали всех желающих и начали подготовку к собранию...».

Почти всегда знакомство и выявление активных жителей происходит в домовых чатах в мессенджерах, группах в соцсетях. После этого часто будущие члены группы договариваются о встрече в оффлайне, встречаются, знакомятся очно, достигают каких-то договоренностей и дальше взаимодействую больше в онлайн, для чего обычно создают отдельный чат.
Подписчик из инициативной группы самого большого дома (больше 4 тыс. собственников) написал:

«Объединение начинать надо с того, чтобы собраться — чтобы кто-то предложил кому-то собраться. Даже если 2 человека договорятся, то к ним уже подтянется народ».

Организация работы

Чем занимаются инициативные группы:
▪ помогают организовать решение проблем с застройщиком или управляющей организацией, для чего пишут инструкции, образцы документов;
▪ проводят общее собрание собственников, где меняют управляющую компанию, создают совет дома или меняют «карманный» совет, выбранный с помощью управляющей организации и/или застройщика,
▪ оспаривают решения сомнительных общих собраний,
▪ противостоят проведению собраний с невыгодной жителям повесткой, проводимых управляющей организацией.
▪ создают чаты, стараются объединить собственников, скоординировать их действия,
▪ занимаются правовым просвещением своих соседей,
▪ некоторые заменяют собой существующий совет дома, помогая решать проблемы дома, при этом для решения разных вопросов состав групп может меняться.
Как написал один подписчик,

«цель — заработать репутацию и сформировать общественное мнение. Пишем статьи, делаем рассылку, вскрываем „схемы“ УК, готовим альтернативные документы, отбиваемся от „троллей“ УК». (Вот сайт группы.)

Решения принимаются путем простого обсуждения, голосования. Кто-то проводит отдельные заседания, фиксируя принятые решения протоколом или его подобием (редко). Одни группы выносят вопросы на обсуждение в общие домовые чаты, вторые решают между собой.
Первый способ более прозрачен и «демократичен», но часто приводит к непродуктивному базару, критике, затягиванию процесса со стороны оппозиции и представителей застройщика, управляющей организации или людей, под видом которых они присутствуют в домовых чатах. Лечится созданием чата со строгим контролем входящих и жесткой модерацией, что опять же может приводить к расколам и созданию оппозиционных групп, появлению альтернативных чатов.
Второй способ подходит для оперативного решения вопросов, особенно второстепенных. Здесь надо понимать: то, что является второстепенным для нескольких инициативных людей, может оказаться возбуждающим для большинства других жителей. Также часть собственников может обижаться на то, что их отстранили от обсуждения/принятия решений, что влечет негативное отношение к активистам.
Слово подписчику:

«… я просто регулярно публиковал то, что считал нужным, чтобы двигаться вперёд. Делал я это тогда, когда считал, что все в достаточной мере высказались и пора принимать решение, но чат WhatsApp не позволяет нормальных голосований, и переругивание продолжалось.
Не всем такой подход нравился, были обвинения что я „не всех спросил“ и т. д. Группа изначально была достаточно конфликтная, но я считал, что это нормально, мы же звали всех желающих...
Один раз дошло до голосования по второстепенному, как я считал, вопросу. Вопрос оказался не таким уж второстепенным, это оказался самый большой раскол, который до сих пор о себе даёт знать. После него часть группы ушла в оппозицию. В сущности, после этого стало легче, т. к. ушла именно конфликтная часть, те, кто тормозил движение вперёд, делал мало, а говорил много».

Кроме онлайн-общения, инициативные группы иногда проводят традиционные встречи. Разногласия внутри группы решаются голосованиями или длительными обсуждениями. В одном из домов очное обсуждение вопроса о выборе способа управления — ТСЖ или УО — заняло несколько часов, но такая длительная дискуссия позволила группе не расколоться, а всё-таки прийти к общему знаменателю.

Расходы группы на её деятельность чаще всего финансируются самими членами из личных денег. Иногда просят о помощи других собственников, и те сбрасывают деньги на карту.
Если речь о проведении собрания, то помощь собственников более востребована. «Кто сколько может» помогает собрать в крупных домах больше сотни тысяч рублей. Тут важно, чтобы люди знали членов инициативной группы. Прозрачность отчетов немного защитит от обвинений в присвоении денег.

Освещение работы группы происходит разными способами:
▪ информирование в общедомовых чатах, соцсетях, на страницах в инсте, каналах в телеграм;
▪ создание сайта дома или сайта инициативной группы (у кого-то это «не зашло»);
▪ вывешивание отчетов, принятых решений, предложений в общедоступных местах,
▪ ютуб-трансляции и прочие средства видеокоммуникации.

Инструменты
Инициативные группы активно и успешно используют сервисы для онлайн-собраний, мессенджеры и соцсети, гугл-докс, сайты и форумы, ютуб, ZOOM.

Примеры:
«Первое собрание было реальной встречей, со второго начали встречаться через ZOOM. Для протоколирование используем Гугл докс».
«Все жалобы, письма, повестки и пр ведем через Гугл.Док с онлайн обсуждением и комментариями. Сайт дома (форум) оказался не нужным, людям лень логиниться и читать-писать. Жаль, что для чата используется whatsApp — не хватает функционала телеграма, но так всем привычнее. Я общался с ИГ других домов у них через телеграм очень хорошо организованы каналы на дом, разделены тематические и информационные потоки. Важная информация не теряется в потоке».

«Аккаунт в инсте тоже наш. Более того, он объединяет жителей других комплексов этого же Застройщика и этой же группы управляющих компаний. Многое рассказываем о новинках законодательства, о составлении актов невыполненных работ. Повышаем грамотность населения в сфере ЖКХ так или иначе».

«В конце 2015 года я купил подписку на одном из сервисов проведения ОСС в онлайн. Подключал всех желающих из группы ВК для тестирования платформы. Первые тесты были среди 10-15 человек. Постепенно количество желающих участвующих выросло до 230 человек. Это сильно нервировало нашу УК. Одно такое „пробное“ ОСС было использовано при общении с УК — мы смогли это преподнести как „результат опроса“ активных граждан. Нам открыли специально оборудованные мусорные камеры. Это прибавило авторитета к инструменту проведения собраний».

«Лайфхаки — прямой эфир на youtube. К этому подтолкнул короновирус. Мы решили, что раз не получается встретиться, будем общаться в прямом эфире. Я собрал через zoom директора УК, юриста УК, инициативную группу и мы вышли в эфир перед жителями дома. Все вопросы только в чате. Первые провокационные вопросы начал задавать юрист действующей у нас УК, к нему подключились другие сотрудники УК. Но в целом прямой эфир прошёл отлично и снял многие вопросы у жителей дома. Перед собранием прямой эфир повторим. И мало того, такой же формат общения я хочу оставить потом для ТСЖ. Чтобы жители могли задавать вопросы председателю ТСЖ и директору УК».

В этой части я обобщила организационные моменты (внутреннюю работу) инициативной группы. В следующих частях опишу внешнюю работу (собрания, создание совета дома), взгляд со стороны управляющей организации и других собственников, проблемы и ошибки, конкретные рекомендации от членов успешных инициативных групп.

Эта публикация и весь остальной контент сайта написаны исключительно для моего телеграм канала ЖКХ и его подписчиков.
Если вы попали сюда случайно (не являетесь подписчиком блога в телеграм), то полученные из статьи знания могут быть фрагментарными: сама по себе заметка не отражает того контекста, в котором она написана. Возможно, что-то важное было опубликовано на канале чуть ранее или будет размещено позже. Поэтому рекомендую подписаться на сам канал или хотя бы посмотреть список публикаций на сайте.
Ещё сайт собирает cookie-файлы, а воровать посты с него — незаконно; подробную скучную правовую информацию об этом можно почитать здесь, а о самом авторе блога — на этой странице.
Популярное